Такие трамвайчики, на которых еще наши бабушки катались

24.11.2017
Такие трамвайчики, на которых еще наши бабушки катались

Наталия Войтович из Ощадбанка рассказывает о транспортных решениях глазами банка. Почему муниципалитеты заинтересованы в прикладном использовании систем, а современный Контакт-Центр помогает безопасно осуществлять финансовые операции.

Наталия Войтович
Наталия Войтович, заместитель директора департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка 

Ощадбанк – безусловный лидер в вопросах транспортных решений в Украине. Мы были первые и мы - практически единственные на сегодняшний момент. У нас самые интересные проекты. По сути, мы можем поделиться нашим опытом и рассказать как это выглядит, а так же, как это будет развиваться.

Собственно, для банка важно, чтобы менялась финансовая модель клиентов. Не секрет, что наши люди наличку любят больше, а с помощью такого популярного места проведения времени наших людей как трамваи, троллейбусы, и даже метрополитен, банк меняет финансовое поведение людей. Они получают простой доступ к инфраструктуре: учатся и привыкают. Сейчас это очень современный тренд, о котором вы, как пользователи, как пассажиры и участники этого процесса принимаете непосредственное участие.

Что такое транспортное решение в глазах банка? Это организация самостоятельной инфраструктуры обслуживания пассажиров, для того чтобы они могли заплатить. Это очень важная часть информационного обмена и очень нужно муниципалитетам для того, чтобы правильно монетизировать льготников, учитывать и рассчитывать. Трамвайчик с терминалом — это достаточно сложное решение.

Мы сделали первый проект в Украине по транспорту – Киевский метрополитен. Этому проекту уже более двух лет. Также уже есть две линии скоростного трамвая, фуникулер, и новый формат транспортного решения – автобусы в Мукачево.

За два года можно набить шишек, получить представление зачем это нужно всем участникам: муниципалитетам, транспорту, банкам и партнерам, информационным партнерам.

Что нужно для того, чтобы грамотно организовать транспортное решение? Для этого нужно, во-первых, очень быстро обрабатывать информацию, потому что пассажиры не будут стоять над турникетом и ждать. Турникет должен быстро сработать: пассажир не должен задерживаться на входе.

Это безусловно контроли поездок, это правильная отчетность, то есть: это намного больше, чем просто терминал. Это монетизация льгот, это предоставление правильного среза информации для транспортных предприятий, для того чтобы они правильно выставляли счета для тех, кто спонсирует эти льготы.

Наталия Войтович и Андрей Безгубенко
Наталия Войтович и Андрей Безгубенко
Как показывает наш опыт, не существует единого шаблона, который можно предложить и взять. Все требует адаптации с учетом того, что в данном случае нужно городу или транспорту.

По метрополитену. Это очень и очень инновационный проект. Мы пятый город в мире, который получил желтые турникеты с возможностью прохода оплаты любой банковской карточки с чипом. В настоящий момент уже более 15 миллионов транзакций проведено в нашем киевском метро, в день уже 52 тысячи и динамика вверх, людям нравится, это удобно. Мы этим страшно гордимся.

Не многие понимают, что за этим турникетом проведена огромная работа: информационный обмен, аналитика. Это еще и очень важный кейс, который невозможно было бы реализовать без правильно выстроенной информационно-логистической системы, ведь существует риск первой поездки. 

Когда вы идете и вам нужно быстро пройти в метро, то вы не будете стоять-ждать, когда вам можно будет пройти. Фактически, на турникете и есть такой «риск первой поездки». Турникет успевает прочитать, что это банковская карта, она живая, и открывается. В этот момент клиент может где-то схитрить, и не имея 5 гривен воспользоваться вот этим нюансом системы. Система параллельно отправляет информацию на банк эмитента запрос. Но турникет уже открывается и вы проходите. Вам приходит смс-ка, иногда через 3 секунды, иногда через 10.

Тем не менее, в информационном сервере, где настроена процедура, по которой идет списание этих денег, информация запрашивается у банка эмитента и система пытается списать 5 гривен с карточки.

Система запрашивает сумму в течении месяца несколько раз у банка эмитента. Если карта чистая до конца этого периода, то она попадает в черный список навечно. Если карта получает ресурс, ну грубо говоря, зашла зарплата, то оно автоматически списывается. Без такой системы в транспортном бюджете было бы не интересно работать. Есть система вынимания карточки автоматическая и оффлайновая, система вынимания вот этой карты, у которой не было денег.

Из 15 миллионов транзакций у нас чуть более полторы тысячи это те, к кому собственно не достучались. Основная часть - это хороший траффик, который опять-таки был бы невозможен, если бы мы работали чисто оборудованием без использования информационных систем.

Наш Контакт-Центр, который разработали в E-consulting, может офлайн вынимать карты с черного списка.

Наталия Войтович
Наталия Войтович, заместитель директора департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка 

А еще одна важная вещь, которой мы очень страшно гордимся – это MetroPass – когда вы можете на нашем архаичном кассовом окне с тетушками, продающими жетончики, фактически совершить инновационное чудо.

На обычную карточку любого банка MasterCard, можно записать предоплаченные поездки как штуки, для того, чтобы потом получить более выгодную цену. И потом турникет списывает не деньги, а льготные поездки. Такого решения в мире больше нигде нет. Мы очень крутые.

Турникеты работают с любыми видами карт. Они работают по картам, смартфонам с Android Pay, у меня платежное кольцо и оно работает. Это очень сложная технология, это не какие-то там игры, это реальные кейсы. В метрополитене 55 стран карточками платят. В скоростном трамвае, борщаговском, казалось бы, больше 20 стран картой отмечаются. Мы становимся интересны Европе.

В Мукачево задействован совершенно другой вид транспорта, но это будет более популярная тема. Устройста для оплаты монтируются внутри передвижного состава. Это более дорогое решение, но, тем не менее, не всегда есть заборы, не всегда есть турникеты, поэтому, это тоже варианты, которые будут популяризироваться.

Иностранцы вообще не понимают что такое наши гривны и что бабушке надо передать за проезд. Даже на наших архаичных окошках, даже на трамваях, которые увидели рельсы в прошлом тысячелетии это все работает. Правильный кейс, задача, заказчики, хорошие информационные партнеры.

Мы получаем информационные решения, которые нам очень нравятся. Мы видим большой тренд в транспортных решениях, мы видим большую вовлеченность муниципалитетов.

Поэтому я очень рада, что мы живем в такой стране, где сочетается несочетаемое и есть такие партнеры как E-consulting.

Узнать больше о продукте XRM®  Banking® 

Узнать больше о продукте XRM®  Contact Center

Перейти на сайт компании E-consulting